Уроки игры на гитаре


 

НАПУТСТВИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ УРОКОВ

По моему убеждению, новичкам лучше всего начинать с ПРАКТИКИ, а с не теории. И чем больше ее будет в начале, тем лучше. Например, можно знать, как называется аккорд, из каких нот он состоит, также знать, что он является субдоминантой в данной тональности - при этом не умея быстро перейти на него или вообще просто сыграть его на гитаре. Поэтому для начинающих я предлагаю сначала выучить основные аккорды, затем хотя бы несколько вариантов игры (бой, перебор). Затем стараться быстро переходить с аккорда на аккорд, пытаться играть песни и научиться ставить аккорды с барре. 
При этом желательно изучать музыкальную теорию, но не прекращая заниматься практикой!
ПРАКТИКА по гитаре находится здесь.
Успехов на этом пути!

Андрей Прохоров. 


Содержание

Введение

Часть I. 

Теория

 Устройство гитары

Немного о музыке  

Высота звука  

Сила звука  

Тембр звука  

Резонанс

Настройка гитары и некоторые необходимые термины  

Гамма до-мажор  

Стандартная настройка  

МелодияАккорды  

Виды аккордов  

Запись аккордов  

Запись аккордов нотами  

Текстовая запись аккордов  

Буквенная запись аккордов  

Графическая запись аккордов (Табулатуры)  

Цифровая запись аккордов  

Постановка аккорда  

«Кухня» аккордаТональность

Часть II. Практика

 НачалоБой  

Примеры:  

Бой № 1  

Бой № 2.  

Бас-щипок  

Бас-щипок-щипок  

Переборы  

Перебор № 1.Игра медиаторомВажные упражнения
Уроки игры на других сайтах


 



Устройство гитары

Гитара - инструмент с неограниченными возможностями играть плохо.

Один новый русский говорит другому: 
- Вован, ты почему бросил занятия по гитаре? 
Тот отвечает: 
- Понимаешь, Колян, на гитаре 6 струн, а у меня пять пальцев. 
- Да, - говорит Колян, - какие же мутанты на гитаре играют!!! 

Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и лагерях.

Самая большая часть гитары - это ее "КОРПУС". В корпусе есть большое отверстие, в которое входит звук и заставляет весь корпус дрожать от удовольствия, резонировать, усиливать все звуки, придает им особую красоту.

К корпусу крепится длинная палка сложной формы, которая называется "ГРИФ". С одной стороны гриф плоский и очень ровный. Здесь на нем пропилены поперечные пазы, в которые накрепко запрессованы латунные планочки, они называются "ПОРОЖКИ". Расстояния между порожками разные. В верхней части они больше, а в нижней уменьшаются. С другой стороны гриф полукруглый и очень гладкий, отполированный, здесь будет скользить рука музыканта при игре.

На верхнем конце грифа крепятся "КОЛКИ" для крепления и натяжения струн. Сила натяжения каждой струны - от 20 до 50 килограммов и с такой силой струну просто так не натянешь и не удержишь, поэтому для каждой струны поставлен маленький червячный редуктор, он усиливает руку человека примерно в двадцать раз и не дает струне размотаться назад.

Самый первый порожек на грифе сделан обычно из пластмассы или дерева и называется "ВЕРХНИЙ". В нем сделаны 6 пропилов для того, чтобы струны лежали на грифе на равном расстоянии и не съезжали.

В верхней части струны крепятся на колки, а в нижней они вставляются в отверстия небольшой деревянной планки, которая называется "ПОДСТАВОЧКА". На подставочке тоже есть порожек, он всего один и называется "НИЖНИЙ".

Когда струны натянуты, они опираются на верхний порожек с одной стороны и на нижний порожек с другой стороны. Остальные порожки должны находиться на расстоянии 1..2 мм от струн в верхней части и на 3..4 мм в самой нижней части грифа. Все порожки должны находиться строго на одной линии. Если один из порожков выступает хотя бы на долю миллиметра, он начинает грубо мешать игре, где бы вы ни прижимали струну, она будет играть одну и ту же ноту. Выступающие порожки нужно аккуратно подпилить ровным плоским напильником. Это можно сделать, не снимая струн, а только ослабив их.

Плоская часть корпуса гитары называется "ДЕКА". Дека бывает верхняя - это та, на которой крепятся струны и в которой сделано отверстие, и нижняя. Деки сделаны из хорошего прочного дерева и пропитаны лаком. При покупке новой гитары нужно смотреть, чтобы на деках не было сучков, трещин, чтобы линии от волокон дерева шли параллельно друг другу, чтобы не было кривых поверхностей.



Немного о музыке

Становясь мастером в музыке, ты, сам того не замечая, достигаешь главного: созидаешь свою душу, личность, становишься истинным человеком.

Тот, кто считает себя мастером, - еще не мастер. (Восточная мудрость)

То, что здесь будет написано - не учебник и можно научиться играть аккорды и не читая о музыке. Но для того, кто хочет немного понять, как получается музыка, это должно быть полезно. Большая часть этой информации не объясняется даже в музыкальных школах.

Тот, кто впервые соприкасается с учебниками музыкальной грамоты бывает ошеломлен целой кучей непонятных терминов: названия нот, ключей, гамм, хитрых терминов на итальянском языке, кажется, что простому смертному этого никогда не понять. И у многих этот страх отбивает желание учиться на всю жизнь. А это ужасно обидно и неправильно.

Но в то же время любой из вас, подойдя к фортепиано, сумеет одним пальцем сам подобрать несложную мелодию, не зная вообще никаких нот и терминов.

Человек слышит звуковые колебания разной частоты от 20 Гц до 20 кГц. Это знает каждый. Однако, слух человека странно и интересно, даже загадочно устроен. Нашим ушам приятно слышать только те звуки, частоты которых относятся друг к другу как простые арифметические цифры, например, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. Это величайшая основа музыки: Чем дроби проще, тем приятней звуки.

А ведь именно такие звуки могут возникать в пустых резонирующих сосудах. Древние люди давно это заметили. Они брали пустой ствол дерева, закрывали его по торцам кожей и били палками. Или брали пустой ствол бамбука и дули в него. Получалась первая музыка.

Пустой корпус музыкального сосуда имеет главную резонансную частоту и гармоники этой частоты, то есть звуки, частоты которых относятся к резонансной как простые дроби. Эти звуки звучат в сосуде долго и красиво. А остальные звуки в нем гаснут, затухают. То есть природа так сделала, что людям приятны имен чаще всего появляются в природе, в самых простых вещах. Человеку кажется музыкой звон сосулек, звук капель воды, свист ветра в раковине, гудение туго натянутой тетивы лука.

Итак, что такое ноты? Это звуки разной частоты, которые приятно слышать. Чем больше частота, тем выше нота, чем меньше частота, тем ниже нота. И эти частоты для нот подчинены простым законам арифметики и физики.

Самая простая дробь - это отношение 1 к 2. Если одна частота больше другой в два раза, то для нашего уха эти две ноты звучат как одна, только одна "толще", а вторая - "тоньше". Если расставить в порядке возрастания простые дроби, полученные из цифр от 1 до 8, то мы получим такой ряд:

1 1:1 = 1.0 нота До 2 8:7 = 1.143 нота Ре 3 7:6 = 1.166.. нота Ми 4 6:5 = 1.2 нота Фа 5 5:4 = 1.25 нота Соль 6 4:3 = 1.333.. нота Ля 7 3:2 = 1.5 нота Си 8 2:1 = 2.0 нота До

Этот ряд имеет странную особенность. В нем соотношение частот (интервал) между нотами Ми-Фа и нотами Си-До почему-то меньше, чем все остальные. Самый маленький интервал стали называть "полутон". А два полутона - это уже называется "тон". Древние инструменты именно так и были настроены. Но музыка развивалась. Оказалось, что не все ноты, которые может спеть человек, можно сыграть на некоторых музыкальных инструментах, например, на гуслях. Что делать? Музыканты придумали новые ноты, которые расположены посерединке между основными и называются также как основные, но с прибавкой слова "диез", значит, повышенный. Эта прибавка обозначается знаком "#". Получается:

# - знак диеза – означает, что указанная нота или аккорд берутся на полтона выше;
b - знак бемоль – означает, что указанная нота или аккорд берутся на полтона ниже.

Дополнительных нот всего пять. На клавишах фортепиано они все выделены черным цветом и стоят во втором ряду. А на гитаре все ноты на грифе расположены одна за другой и никаким цветом не выделены.

Несмотря на то, что ноты с диезами называют "дополнительными", они стали совершенно равноправными нотами. Нельзя считать их какими-то особенными. Все ноты по значимости абсолютно равны. И неправильно считать, что нот всего 7. Нет, их число равно 12! И все равны! Любую мелодию можно начать играть с любой из нот и она будет звучать для слуха одинаково, только чуть выше или ниже. Это очень важно понять.

История музыки корнями уходит далеко в прошлое. Это прошлое для тех, кто начинал его, было таким же естественным и простым, как природа. А нам, потомкам достались непонятные названия, странные обозначения. И наша задача - понять все это и отсеять исторические атавизмы.

При этом надо сделать так, чтобы мы могли читать обозначения в книгах и сборниках песен, общаться друг с другом. Поэтому, к сожалению, нельзя полностью выбросить всю старую систему обозначений, придется привыкать к ним.

Так, например, старые названия нот взяты из первых букв в каждой строчке старинного церковного гимна на латинском языке, то есть названия нот к музыке никакого отношения вообще не имеют. Но все к ним привыкли.

До XI века были приняты лишь буквенные обозначения звуков: a, b, c, d, e, f, g.

В XI веке в певческую практику были введены новые слоговые названия: ut, re, mi, fa, sol, la. Эти названия были заимствованы из старинного гимна певцов.


 

В этом гимне певцы просили святого Иоанна сохранить в чистоте их голоса. Мелодия каждой строки текста начиналась на одну ступень выше предыдущей. Начальные слоги каждой новой строки закрепились за соответствующими звуками и превратились в их названия. Это нововведение имело большое практическое значение, так как облегчало певцам запоминание соотношений между звуками. Средневековая теория ограничивалась шестью названиями, так как основывалась на шестизвучных звукорядах. Со временем для седьмого звука было введено название si – си, которое образовано из первых букв двух последних слов. Неудобный для произношения слог ut был заменен слогом do - до.

Источник статей "Устройство гитары" и "Немного о музыке":
Клуб "ПОИСК". Самоучитель аккомпанемента на 6-струнной гитаре



Высота звука

В музыке встречаются различные по высоте звуки. Некоторые из них воспринимаются как легкие, светлые, прозрачные, другие их них кажутся более тяжелыми, густыми, массивными. Светлые, прозрачные звуки называются высокими, массивные – низкими. Характер музыки в очень большой степени зависит от высотного звучания. В этом легко убедиться, если сыграть одну и ту же мелодию в разных концах фортепианной клавиатуры или на самой тонкой и самой толстой струне гитары: там, где будет высокий звук, любая мелодия будет звучать легко и прозрачно, напоминая голоса птиц или звуки пастушьей свирели; а там, где будет низкий звук, эта же мелодия прозвучит грузно и создаст совершенно иное ощущение.

По законам акустики высота звука зависит от частоты колебаний, то есть от количества колебаний в секунду. Чем больше частота, тем звук выше, и наоборот, чем меньше частота колебаний, тем звук ниже. Частота измеряется в герцах, одно колебание в секунду – 1 Гц. К примеру, открытая (не зажатая) самая толстая и открытая самая тонкая струна на гитаре дают звук ми. Частота звука от басовой струны – 82,4 Гц, а от тонкой струны – 329,6 Гц.

Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 Гц. Из них в музыке применяются звуки, имеющие от 16 примерно до 4200 Гц. 



Сила звука

Сила звука зависит от интенсивности колебательного движения. Чем сильнее колебательное движение, тем шире размах колебаний звучащего тела – так называемая амплитуда колебаний. При прочих равных условиях (длина и толщина струны) – чем шире амплитуда, тем звук громче, чем уже амплитуда, тем звук тише. Поэтому, чем сильнее вы оттяните струну, тем громче от нее будет звук. Но если затем дать струне свободно колебаться, то звук будет становиться все тише и тише, так как амплитуда будет непрерывно уменьшаться. Когда колебания совсем прекратятся, звук исчезнет.

При изменении длины и массы звучащего тела одна и та же амплитуда создает звуки различной степени силы. Поэтому, например, если вы загляните под крышку рояля, вы увидите, что для высокого звука употребляется три струны, для среднего – две, а для низкого – одна, но зато толстая струна.

Сила звука, как и высота, имеет несомненное выразительное значение. Для передачи различных эмоциональных состояний и раскрытия музыкальных образов требуется различная степень силы звука. Героические образы, например, требуют мощной звучности, лирические – мягкой, нежной.



Тембр звука

Тембром называются окраска звука, свойственная каждому человеческому голосу и любому музыкальному инструменту. Тембр звука зависит от количества, высоты и силы обертонов (призвуков), неизбежно сопровождающих каждый звук.

Тембр звука, как и его высота и сила, являются одним из важных средств музыкальной выразительности. Каждый звук, спетый человеческим голосом или сыгранный на гитаре, рояле, скрипке, или на каком-либо другом инструменте, обладает индивидуальным, лишь ему присущим тембром, то есть производит на слух особое впечатление, отличающее его от других звуков. Правильно найденная тембровая окраска способствует более яркому раскрытию художественного содержания отдельной музыкальной темы или целостного произведения. Так, лирические темы чаще всего поручаются в оркестре струнным инструментам, обладающим наиболее теплым, выразительным тембром; темы фанфарного, воинственного характера – медным духовым, тембр которых отличается силой и мощью; пасторальные темы (жизнь пастуха и пастушек на лоне природы) – деревянным духовым, например флейте, напоминающей по тембру пастушью свирель.



Резонанс

Резонансом называется ответное звучание какого-либо тела, вызываемое звучанием другого тела, имеющего одинаковую с ним частоту колебаний. Благодаря резонансу звучность музыкальных инструментов усиливается и обогащается их тембровая окраска. Так, например, звучность фортепиано или гитары усиливается благодаря резонансной доске – деке, лежащей над струнами. Масса и поверхность самих струн настолько незначительны, что их колебания передаются лишь ближайшим слоям воздуха и звук распространяется всего на несколько метров. Резонансная дека представляет собой значительно большую площадь и массу, поэтому колебания струн, переданные деке, заставляют колебаться большие слои воздуха. От этого звук многократно усиливается.

Являясь усилителями звука, резонаторы в тоже время обогащают тембр, так как отзываются не только на основной звук, но и на его обертоны (т.е. на кратные частоты). Например: если частота основной ноты - 100 Гц, ее обертоны могут быть 200, 400, 800 Гц и т.д.). Тем самым обогащается обертонный состав звука, а значит, его тембр.

Источник статей "Высота звука", "Сила звука", "Тембр звука", "Резонанс":
Учебное пособие "Элементарная теория музыки" Л.Красинская, В.Уткин, М.:1991



Настройка гитары и некоторые необходимые термины

Рок-группа на записи в студии. Звукорежиссер, обращаясь к басисту:
- Настройте бас! Жуткая же фальшь! 
Басист дергает все струны поочередно и сообщает: 
- Шэф, все струны одинаково натянуты! 
Гитарист басисту: 
- Идиот! Дело же не в натяжении, важно, чтобы все колки были параллельно! 


 

Настроить гитару (в теории) достаточно просто. Рассмотрим гитарный гриф. Он разбит посредством медных вставок на прямоугольники, которые называются лады.



Лады имеют различную длину в зависимости от расположения на грифе. На гитаре 6 струн, нижняя, самая тонкая – обозначается как 1-я струна; а верхняя, самая толстая – 6-я струна.

Настройка начинается с первой, эта струна настраивается либо:
а) по камертону
б) по роялю
в) иному гарантированному источнику звука,
к примеру, можно настраивать по гудку телефонной трубки, она дает ноту ля - на гитаре это первая струна, зажатая на 5 ладу.

Чтобы возникало понимание идеи настройки нужно несколько слов сказать о нотах.
Как известно, существует 7 основных нот:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Но этого мало, очень важно знать, что между ними существует частотный интервал, который называется тон. Между некоторыми нотами этот интервал небольшой и равен полутону. Это выглядит следующим образом и называется:



Гамма до-мажор

 

На гитаре каждая струна (открытого звучания, т.е. не зажатая на каком-либо ладу) соответствует определенной ноте.

Гитарный строй:1-я – ми   (E)2-я – си   (H)3-я – соль (G)4-я – ре   (D)5-я – ля   (A)6-я – ми   (E)

При этом один лад = полутону, тогда интервал в 2 лада = целому тону.
В семиструнной гитаре строй другой.

Теперь вполне понятна идея настройки, если первую струну ми настроить по ноте, взятой на фортепьяно, то вопрос: «На каком ладу необходимо зажать 2-ю струну (си), чтобы она дала ноту ми?» Или, другими словами, «на каком ладу необходимо зажать 2-ю струну, чтобы она звучала в унисон с 1-й».

Давайте посчитаем:

1) Какое «расстояние» между нотами «ми» (открытая первая струна) и «си» (открытая вторая струна) - см. рисунок:

 

Считаем влево, по кругу: от "E" до "H" = тон + тон + полутон = 2,5 тона

2) Зная, что один лад = 1 полутон = 0.5 тона, поделив 2.5 тона / 0.5 тона = 5 ладов.

Итак, чтобы получить ноту ми на второй струне, ее нужно зажать на 5 ладу. Тогда подтягивая или отпуская натяжение второй струны колком, нужно добиться одинакового звучания второй струны зажатой на 5 ладу с первой струной. Таким образом, вторая струна будет настроена.

Вы сами можете проверить, как дальше нужно зажимать третью струну (соль), чтобы получить четвертую (ре), как из четвертой получить пятую (ля), и из пятой – шестую (ми).
У вас должно получиться:



Стандартная настройка

1 открытая струна = 2 струна на 5 ладу
2 открытая струна = 3 струна на 4 ладу
3 открытая струна = 4 струна на 5 ладу
4 открытая струна = 5 струна на 5 ладу
5 открытая струна = 6 струна на 5 ладу

На практике басовые струны – это 4, 5 и 6 – удобнее настраивать так:

4 струна на 2 ладу = 1 открытая струна
5 струна на 2 ладу = 2 открытая струна
6 открытая струна = 4 струна на 2 ладу

Хорошая настройка гитары – не такая простая вещь, как кажется многим. Для начала очень сложно уловить момент, когда две струны, к примеру, первая открытая и вторая на 5 ладу будут звучать одинаково. Тут надо предостеречь, и сказать, что эти две струны никогда не будут звучать совершенно одинаково! Первая открытая струна и вторая струна, зажатая на 5 ладу, имеют разную толщину и длину (верхняя часть второй струны звучать не будет) – они обладают разным тембром. Поэтому при настройке добиваются того, чтобы они звучали в унисон. Умение поймать этот момент требует тренировок, поэтому для начала попросите помочь вам его «услышать» более опытного товарища.

В добавление скажем, что также можно настроить гитару по:

  • фортепьяно - в том числе виртуальное, см. у нас на сайте в разделе Скачать.
  • камертону - он продается в музыкальных магазинах (в виде маленького свистка, который дает только одну ноту "ми")
  • по домашнему телефону - если взять трубку, и не набирать номер - вы услышите ноту ля с частотой 440 Гц, это первая струна на 5 ладу)
  • используя специальные программы-тюнеры. Есть программы, которые сами определяют, насколько отличается нота гитары он необходимой (через микрофон), а есть программы, которые только дают правильную ноту (на слух). См. раздел Скачать.

 



Мелодия

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый.
Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот.
Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу.
Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает: 
"Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?" 
Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..." 

Мелодия в музыке - это та основа, без которой пропадает ее индивидуальность, это то главное, что придает песне характер ее звучания. Простая одноголосая мелодия - это просто отдельные ноты, имеющие разную длительность, которые звучат одна за другой.

Мелодию можно играть, начиная с любой ноты, главное - это сохранить определенные расстояния между всеми нотами. Это свойство используется, например, тогда, когда голосу трудно петь высокие ноты и вся мелодия опускается ниже. Опускается, конечно не по лестнице, а просто первая нота, а за ней и все остальные, меняются на более низкую. Такой процесс называется "транспонирование".

Мелодию можно записывать. Для этого существует несколько систем записи. Самый классический и самый точный прием - это запись нотами. С этой записью все встречались еще в детстве, однако освоить ее трудно.
< Ноты рисуются в виде кружочков на пяти линейках, к которым можно дорисовать еще линии сверху или снизу, если не хватает места.

Классический способ записи удобен тем, что он универсален. На одних и тех же линейках пишут ноты и для гитары, и для скрипки, и для фортепьяно, любой музыкант всегда может понять другого, на чем бы он ни играл. Но изучение нот занимает несколько лет серьезной работы.

Более простой является запись буквами. Латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h заменяют названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знак "-" означает пустоту, паузу. Простая мелодия песни про "Чижика" выглядит так:

|e   c   e   c   f   e   d   - | g   g   g   a h   c   c   c | Чи-жик  пы-жик где ты был   ?   На Фон-тан-ке-э  вод-ку  пил!

Чтобы сыграть такую мелодию нужно знать, на каких ладах нужно нажимать струны, а для этого нужно изучать гриф гитары и запоминать расположение нот. Этот способ пригоден только для записи самых простых мелодий. Ниже показано расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитарыСтруна: 1) E - Ми --||---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C--- 2) H - Си --||---C---+---C#--+--D---+--D#--+--E---+--F---+--F#--+--G--- 3) G - Соль --||---G#--+---A---+--A#--+--H---+--C---+--C#--+--D---+--D#-- 4) D - Ре --||---D#--+---E---+--F---+--F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#-- 5) A - Ля --||---A#--+---H---+--C---+--C#--+--D---+--D#--+--E---+--F--- 6) E - Ми --||---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C---Номер лада: I II III IV V VI VII VIII

Cверху расположена самая тонкая струна, снизу - самая толстая. Сейчас самое главное - это увидеть в этой страшной схеме то, что ноты на первой и шестой струне расположены одинаково (интересно, почему?), а также то, что все ноты повторяются по кругу, один и тот же ряд идет на всех струнах, только начинается с разных нот.



После 12 лада все ноты повторяются - на октаву выше. 

Есть еще один простой способ записи мелодии. Шесть линий изображают шесть струн гитары и на них цифрами записывается номер лада, на котором прижимается струна. Та же мелодия песни про "Чижика" выглядит так:

 

1 --0-----0------1---0-------||--------------------------------||---2 -----1-----1-----------3------------------------------------------3 -------------------------------0---0---0---2-4---5---5---5--------4 ------------------------------------------------------------------5 ------------------------------------------------------------------6 ------------------------------------------------------------------ Чи-жик пы-жик где ты был? На Фон-тан-ке вод-ку пил! Вы-пил рюм-ку, вы-пил две: За-кру-жи-лось в го-ло-ве!

Здесь уже не надо думать, где расположена нота, все написано прямо на линиях. Знак "0" означает что струн открыта, то есть совсем не нажата, а знак "||" означает паузу.

Конечно, такую запись труднее сделать, нужно расчертить линейки, да и места она занимает больше, зато ее легче читать. Жалко только, что в книгах и сборниках песен такая запись не используется. Для экономии места можно не рисовать те струны, на которых мелодия не играется:

Песня про Чижика1 --0-----0------1---0-------||--------------------------------||---2 -----1-----1-----------3------------------------------------------3 -------------------------------0---0---0---2-4---5---5---5--------Песня про кузнечика1 --0-----0------0-----------||------------------------0--0--O-------2 -----0-----0-------4---4--------4---0---4---0----4-----------------3 ------------------------------------------------------------------- В траве сидел  куз-не-чик     В траве   сидел    куз-не-чик1 --0-----0------0-----------||------------------------0--0--||-------2 -----0-----0-------4---4--------4---0---4---0----4------------------3 --------------------------------------------------------------------  Совсем как о- гу -ре-чик       Зе-ле-нень-кий   он  был1 --0--2----2-2-2---2---3-----3-3-3---3---3---2---0-----0--0--||-----2 ---------------------------------------------------4---------------3 ------------------------------------------------------------------- Представь-те-себе Представь-те-се-бе Совсем как о- гу -ре-чик Представь-те-себе Представь-те-се-бе Зе-ле-нень-кий   он  был

На практике можно пользоваться любым способом. Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию "на слух". Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь.



Аккорды

   

Играет на стадионе навороченная трэш-команда. Заканчивается очередная композиция, и тут басист выдает такой рифф, что у всех сразу глаза на лоб лезут:
и тут, и там, и по всем струнам пробежал, и лады все пересчитал.... Через пару минут замолкает. 
Стадион: Уа-а-а-а-ау!!! 
Басист (вытирая пот со лба): Фуууу... догнал!


Для начала, а что такое аккорд вообще?
Аккорды - это сочетания сразу нескольких нот разной высоты. Была такая песня «…Как модно, как модно, танцуют пары под аккорды…» Если вы не освоили арпеджио, не составили себе никакого представления о нотах на гитаре, но научились брать аккорды, считайте что хотя бы кратковременное внимание публики вам обеспечено.



Виды аккордов

Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда -меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы.

Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными, или "минорными" - т.е. грустными.



Запись аккордов

Существует несколько способов записи. Каждый из них обладает своими достоинствами и своими недостатками, которые нужно представлять себе. Как правило, в сборниках одновременно используется несколько форм записи.




Запись аккордов нотами

========================

Запись нотами - это самый традиционный способ, когда каждая нота записывается на нотных линейках. Это самый точный способ записи, исполнителю не нужно гадать какие ноты входят в аккорд и где он расположен на грифе, кроме того, тут же точно указан ритмический рисунок аккомпанемента и даже отдельная мелодия может быть записана на этих же линейках.

Недостатками этого способа можно считать во-первых, сложность чтения такой записи, ведь чтобы ее освоить, нужен не один год кропотливой работы в музыкальной школе, и во-вторых, сложность копирования - тот, кто пробовал переписывать ноты, знает, какая это напряженная и трудоемкая, точная работа.

Нотная запись непригодна для этого простого самоучителя и дальше мы о ней говорить не будем. Те, кто хочет с ней познакомиться поближе, должны найти любой самоучитель по игре на классической гитаре.




Текстовая запись аккордов

=========================

Текстовая запись означает запись обычными словами, например, "До-диез-мажор-септаккорд". Такая форма записи очень проста для чтения, так как не нужно ничего запоминать, нужно только уметь читать по-русски. К недостаткам нужно отнести громоздкость записи и ее ненаглядность, потому что в ней не указано, какие струны где нажимать. Как правило, эта форма записи используется для различных пояснений в учебниках или в справочных таблицах.




Буквенная запись аккордов

=========================

Буквенная запись самая короткая и очень удобна для обозначения аккордов аккомпанемента при записи слов песни. Кроме того, эта запись указывает название главной ноты и типа аккорда. Эта форма записи сейчас наиболее распространена и встречается везде, где есть запись песни, в сборниках, в журналах и т.д. Учить ее нужно обязательно!

Например, "До-диез-мажор-септаккорд" записывается C#7. Всего три знака!

Первая буква всегда обозначает главную ноту аккорда.
Эти обозначения нужно твердо заучить наизусть.

          обозначение:  A   B         C   D   E    F   G     H          название:     ля  си-бемоль до  ре  ми   фа  соль  си

Знак "#" означает "диез", то есть повышение тоники на полтона и может стоять на втором месте в записи.

Маленькая буква "m" означает, что аккорд минорный. Если эта буква не стоит, значит, аккорд всегда мажорный.
Пример: Cm – до-минор, С – до-мажор.

Цифры означают дополняющие ноты: 2 - секундаккорд, 6 - секстаккорд, 7 - септаккорд, 7+ - мэйджер, 9 - нонаккорд. Цифры пишутся в конце обозначения.

Маленькое слово "dim" означает, что это малый вводный септаккорд.

Примеры:

С    До мажорF7+  Фа мажор мэйджерDm   Ре минорGm6  Соль минор-секстF#m7 Фа-диез минор септ

У буквенной записи аккордов есть, конечно, свои недостатки. Она требует, чтобы ее изучали и запоминали наизусть. Кроме того, она неконкретна, так как часто аккорд с одним и тем же буквенным обозначением можно найти в разных местах на грифе. К недостаткам нужно отнести и ее ненаглядность, так как запись не указывает сама по себе, где нужно нажимать струны.

Однако эта система совершенно незаменима для синхронной записи со словами песен, она очень легко копируется и поэтому очень широко распространена.

Для расшифровки этой системы используются графическая и цифровая запись, о которых сказано ниже.




Графическая запись аккордов (Табулатуры)

========================================

Графическая система записи аккордов наиболее наглядна. На маленьком рисунке изображается кусок гитарного грифа и на нем указываются те места на струнах, которые нужно прижимать. Остальные струны звучат открыто.

Верхняя горизонтальная линия обозначает самую тонкую струну, а нижняя самую толстую. Вертикальные линии означают порожки. Если такая линия изображена двойной, это означает самый первый порожек. Под нижней линией римскими цифрами указаны номера ладов.

Например, аккорд "Ля мажор" условно записывается "A" и в графической записи выглядит так:

Г - гриф              A          Г+---+---+---+-   1-я струна (самая тонкая)          Г+---+-O-+---+-   2-я струна          Г+---+-O-+---+-   3-я струна          Г+---+-O-+---+-   4-я струна          Г+---+---+---+-   5-я струна          Г+---+---+---+-   6-я струна (самая толстая)

что означает: первая струна не нажата, вторая, третья и четвертая струна нажата на 2 ладу, пятая и шестая струна не нажата.

Барре - способ постановки аккорда на гитаре, когда одним пальцем (обычно указательным) зажимаются все струны на определенном ладу. Правда, есть еще "малое барре" - когда зажимаются не все 6 струн, а только три (обычно тонкие струны). Пример аккорда с барре - "Си минор".

Аккорд "Си минор" условно записывается "Hm" и в графической записи выглядит так:

                 Hm             -Г-O-+---+---+-    1-я струна (самая тонкая)             -Г-O-+-O-+---+-    2-я струна             -Г-O-+---+-O-+-    3-я струна             -Г-O-+---+-O-+-    4-я струна             -Г-O-+---+---+-    5-я струна             -Г-O-+---+---+-    6-я струна (самая толстая)номера ладов    II  III IV  

что означает: на 2 ладу барре, первая струна дополнительно не нажата, вторая струна нажата на 3 ладу, третья и четвертая струна нажата на 4 ладу, пятая и шестая струна дополнительно не нажата.

У графической записи аккордов есть свои недостатки. Она занимает много места и совершенно непригодна там, где аккордов много и они повторяются много раз. Эта запись неудобна для копирования, рисовать ее трудно. Кроме того, сама по себе графическая запись не содержит названия аккорда. Чаще всего эта система используется только как справочная в комплексе с другими системами записи.

Есть действительно много программ для показа табулатур различных аккордов. Самая простая программа для начинающих гитаристов, на наш взгляд, это ChordGenerator (Генератор Аккордов 1.0). Загрузить эту программу можно с нашего сайта, в разделе Скачать.



Цифровая запись аккордов

========================

Цифровая система записи аккордов позволяет обойтись без рисунков, это намного упрощает систему записи и позволяет точно обозначить нажимаемые струны и не заставлять никого помнить их наизусть.

Цифровая система записи аккордов намного более компактна, чем графическая, она занимает меньше места в тетради, ее гораздо легче записывать, хотя немного труднее запоминать.

Цифровая система записи аккордов - это шестизначное число, каждая цифра которого показывает номер лада, на котором нажата струна. Первая цифра слева - это самая тонкая струна, крайняя справа - это самая толстая струна.

Если струна не нажата, она обозначается нулем.

Например, аккорд Ля мажор септ условно записывается A7, а в цифровой записи выглядит как "020200", что означает: первая струна не нажата, вторая струна нажата на 2 ладу, третья струна не нажата, четвертая струна нажата на 2 ладу, пятая и шестая струна не нажата.

Буквенное обозначение -> A7
Цифровое обозначение -> 020200
Графическое обозначение:

             Г+---+---+---+-             Г+---+-O-+---+-              Г+---+---+---+-              Г+---+-O-+---+-              Г+---+---+---+-             Г+---+---+---+-

Если какая-то струна не должна звучать, ее обозначают буквой Х.

Очень редко приходится записывать аккорды на 10 ладу и больше. При этом вместо цифры 10 пишется буква А, вместо цифры 11 пишется буква Б, вместо цифры 12 пишется буква В и так далее. Например, аккорд G7 Соль мажор септ будет записан "А0А9АА" на 10 ладу. Это запоминать не обязательно.

Для аккордов с барре сначала пишется буква "Б" и номер лада, на котором ставится барре, а потом через черточку или через дробь пишется точно такое же шестизначное число, но только в нем цифры обозначают: на сколько ладов от барре должны быть нажаты струны. Например, аккорд До мажор мэйджер с барре на 3 ладу будет записан так: " Б3/021200"

       С7+    Б3/021200       Г+---+---+-O-+---+---+---+-    А вот так этот       Г+---+---+-O-+---+-O-+---+-    аккорд выглядит в       Г+---+---+-O-+-O-+---+---+-    графической записи       Г+---+---+-O-+---+-O-+---+-       Г+---+---+-O-+---+---+---+-       Г+---+---+-O-+---+---+---+-

Такая система записи аккордов с барре особенно удобна для универсальной формы, когда звучание аккордов не меняется, а изменяется только их основной звук и, конечно же, название аккорда.
Например, запишем цифровые обозначения нескольких аккордов:

Ми мажор        без барре               001220Фа мажор        с барре на 1 ладу    Б1/001220Фа диез мажор   с барре на 2 ладу    Б2/001220Соль мажор      с барре на 3 ладу    Б3/001220Соль диез мажор с барре на 4 ладу    Б4/001220Ля мажор        с барре на 5 ладу    Б5/001220Ля диез мажор   с барре на 6 ладу    Б6/001220

Хорошо видно, что меняется только название и номер после буквы "Б".

 Ми мажор      Фа мажор          Фа диез мажор  001220      Б1/001220          Б2/001220 Г+---+---+   Г+-O-+---+---+-   Г+---+-O-+---+---+-      так эти Г+---+---+   Г+-O-+---+---+-   Г+---+-O-+---+---+-      аккорды Г+-O-+---+   Г+-O-+-O-+---+-   Г+---+-O-+-O-+---+-      выглядят в Г+---+-O-+   Г+-O-+---+-O-+-   Г+---+-O-+---+-O-+-      графической Г+---+-O-+   Г+-O-+---+-O-+-   Г+---+-O-+---+-O-+-      записи Г+---+---+   Г+-O-+---+---+-   Г+---+-O-+---+---+-



Постановка аккорда

Теперь Вы, узнав все способы записи аккорда, можете найти аккорды любимой песни (например, в интернете) и попробовать ее сыграть. Сейчас вам должно быть понятно, что означают комбинации английских букв «C Am G» над словами. Тут хочется дать несколько советов начинающим. Во-первых, все и сразу получаться не будет. Чтобы струны хорошо звучали, получалось быстро переставлять пальцы с одного аккорда на другой, а бой получался четким и ритмичным – пройдет не мало часов тренировки!

Поначалу мне казалось, что я никогда не смогу сделать тот или иной прием, быстро перейти с Dm в G, и уж точно НИКОГДА не смогу поставить барре… но сейчас все это в прошлом, и уже сложно представить, что были когда-то такие проблемы.

Для начала, пробуйте играть по 15-20 минут в день. Лучше начинать учиться ставить аккорды на нейлоновых струнах, так как после игры на металлических струнах (более тонких) – будет чувствоваться, что пальцы «горят». Постепенно, при систематических занятиях, у вас появятся "волшебные" мозоли на подушечках пальцев, которые помогут вам прижимать струны более качественно, и звук аккорда станет чистым. То же самое с барре. Нужно пробовать ставить аккорды с барре, и примерно через 2-3 недели и это перестанет быть проблемой. :) 



«Кухня» аккорда

Секрет грушевого пирога в том, что он делается из яблок!
Из мультсериала «Симпсоны»

Как же самостоятельно "приготовить" аккорд? Оказывается, очень просто - надо всего лишь знать рецепт. Зная, как строиться аккорд, вы сможете: 

- найти ноты, которые сотавляют *любой* аккорд.
- назвать аккорд, который задан конкретным списком нот.

Многие избегают изучения теории аккордов, т.к. кажется, что надо много всего учить, часто она выглядит запутанной. Когда кто-то посылает в интернет графическую запись аккорда и спрашивает "А как ЭТО называется?", то обычно дается по меньшей мере четыре разных ответа. Действительно, во многих случаях существует более чем одна точка зрения на вещи, так что часто аккорд можно назвать двумя именами, тем не меннее удивительно просто оказывется научиться принципам, по которым называются аккорды.

Что Вы должны знать чтобы самостоятельно уметь называть аккорды ?

Сществует всего несколько основных правил, следуя которым можно снять до 95% загадочности с теории музыки в приложении к аккордам.

Вот первый принцип - "рецепт" мажорного аккорда. Любой мажорный аккорд составлен из главной ноты, и двух более высоких нот.

Вы можете использовать картинки, расположенные выше, в уроке "Гамма до-мажор" или эту же гамму, но с полутонами, прямо на грифе гитары: "Расположение нот". Вот он - гамма до-мажор c полутонами:


--C--C#---D---D#---E---F---F#---G---G#---A---A#---H---C-- 


Лучше всего для иллюстрации подходит следующий рисунок:

 

Отчет надо вести в сторону повышения нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си (слева-направо).
Здесь приведено два рисунка - для удобства, начало от До и от Ля. 



формула будет следующая:

 МАЖОРНЫЙ АККОРД = глав.нота + 4 полутона от глав.ноты + 3 полутона от предыдущей ноты 



Или это же, будет глав.нота + нота [4 полутона от глав.нота] + нота [7 полутона от глав.ноты].

Пример 1:

Пусть нам нужно узнать какие ноты входят в аккорд Ре-мажор: D
Главная нота - Ре D.
Теперь находим глав.ноту в гамме, и отсчитываем вправо 4 шага - попадаем на ноту Фа-диез F#.
От этой ноты отсчитываем еще 3 шага - это нота Ля A.

Таким образом, в аккорд Ре-мажор входят ноты: D, F#, A.

Пример 2:

Аккорд До-мажор: C
глав.нота - До C.
Вправо на 4 шага - попадаем на ноту Ми E.
От этой ноты отсчитываем 3 шага - это нота Соль G.

Таким образом, в аккорд До-мажор входят ноты: C, E, G.

Аналогичный способ составления минорного аккорда:

 МИНОРНЫЙ АККОРД = глав.нота + 3 полутона от глав.нота + 4 полутона от предыдущей ноты 

Пример 3:

Аккорд До-минор: Cm
глав.нота - До C.
Находим глав.ноту в гамме, и отсчитываем вправо 3 шага - попадаем на ноту Ре-диез D#.
От этой ноты отсчитываем еще 4 шага - это нота Соль G.

Таким образом, в аккорд До-минор входят ноты: C, D#, G.



Тональность

 

Металлическая группа отыграла концерт, сидят в гримёрной. 
Ударник: 
- Да, мужики, жаль, что мы не сыграли наш новый сингл! Вокалист: 
- Как это не сыграли?! Я его последним номером спел! 
Гитарист: 
- А я его вообще-то первым номером играл...


Здесь разговор пойдет об очень важном для понимания музыки понятии. Музыкальное произведение в чем-то напоминает путешествие. Мелодия развивается, гуляет, движется то выше, то ниже, но в конце концов она всегда заканчивается, причем заканчивается так, что человек испытывает ощущение устойчивости и покоя, ощущение конца пути. Это ощущение создается тем, что в конце пути стоит нота, которая имеет самое устойчивое состояние, и эта нота украшена аккордом, который выражает мажорный или минорный оттенок звучания. Самая последняя нота.

Так уж устроено человеческое ухо. Как только начинается музыка, наше ухо быстро определяет эту конечную цель путешествия и следит за тем, чтобы мелодия пришла туда, куда нужно. Эта нота называется главной. Она как родной дом манит путешественника, куда бы он ни забрел в своих скитаниях. И эта нота всегда имеет мажорный или минорный оттенок звучания. Все остальные ноты и аккорды подчиняются ей и каждая нота, каждый аккорд имеют свою роль, свои обязанности. Так вот, совокупность всех нот и аккордов, подчиненных одной главной ноте и называется ТОНАЛЬНОСТЬ.

Но раньше мы говорили о том, что нот всего - 12 и все они равны. Что же это значит? Как они могут подчиняться друг другу? Ответ очень простой, все 12 нот могут быть главными и как только человек назначает ноту, то есть, выбирает тональность, все остальные переходят в ее подчинение. Если на один полутон повысить глав.ноту, то также на один полутон повысятся все ноты в мелодии, названия всех аккордов, при этом звучание мелодии не изменится, ее характер полностью сохранится.

Итак, представим еще раз, что мелодия - это путешествие. Чтобы его проделать, нужно, как минимум, иметь дом, иметь возможность выйти из дома и возможность вернуться домой. И опять законы физики определили, каким аккордам играть эти роли.

Наилучшим и наиприятнейшим для нашего слуха является интервал, который называется "квинта". Никто не может объяснить, почему это так, но вся привычная нам музыка основана на этом интервале. Если расставить ноты друг за другом с интервалом в квинту, то мы получим такой ряд:

C - G - D - A - E - H - F# - C# - G# - D# - A# - F - C - G и так далее

Самые простые мелодии построены именно так, чтобы сопровождающие их аккорды двигались по квинтам. Итак, начинаем самое простое путешествие: выбираем дом, выходим из дома и возвращаемся домой:

                  +-----------+ перешли на аккорд,                  | выбрали   | стоящий на квинту                  | гл.ноту A | от глав.ноты                  |              -  C  -  G  -  D  -  A  -  E  -  H  -  F#  -  C#  -                  ^     |^    |                  |     ||    | вернулись "домой",         перешли  |     ||    | в глав.ноту         на квинту -----++----+

Попробуйте взять гитару, сыграть аккорды A - D - E - A и постарайтесь почувствовать, как плавно и спокойно прошло это путешествие, аккорды как будто сами вставали на нужные места. Сыграйте это много раз, запомните музыку, которую играют аккоды без всякой мелодии. А потом сыграйте другие аккорды: D - G - A - D также много раз, потом G - C - D - G. Аккорды нужно играть неторопливо, без фальши, так чтобы отчетливо слышать все звуки. Убедитесь, что характер музыки не меняется, независимо от того, с какого аккорда вы начинаете.

Эти три аккорда являются основными в своей тональности. Первый и главный из них - определяет самую устойчивую точку в музыкальном пространстве, второй - куда приятнее всего выйти из этой точки, а третий - откуда лучше всего вернуться назад.

К сожалению, нет таких названий, которые давали бы возможность ярко и образно запомнить функции основных аккордов. Иногда их называют "три блатных" и запоминают по номерам, как "первый", "второй" и "третий". В серьезной музыке их называют сложными и длинными словами "тоника", "доминанта" и "субдоминанта", запомнить которые нормальному человеку, конечно же, невозможно. Поэтому мы дальше будем обозначать эту троицу так: тоника - буквой Т, второй - цифрой 2, а третий - цифрой 3. Для минорной тональности все останется таким же, только после каждого знака появится буква "m".

Источник статей "Мелодия", "Запись аккордов", "Тональность":
Клуб "ПОИСК". Самоучитель аккомпанемента на 6-струнной гитаре







Практика


 

В Ресторане:
- Официант, счет!
Официант:
- Раз, Два, РазДваТриЧетыре...




Начало

 

1. Для тех, кто первый раз взял гитару в руки - мы предлагаем начать с запоминания самых простых и часто используемых аккордов: Am, Dm, C, E и G 

 I        Am             |---|---|---|---|---||-o-|---|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|---|---|---|---||---|---|---|---|---| I        Dm         |-o-|---|---|---|---||---|---|-o-|---|---||---|-o-|---|---|---||---|---|---|---|---||---|---|---|---|---||---|---|---|---|---| I        C          |---|---|---|---|---||-o-|---|---|---|---||---|---|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|---|-o-|---|---||---|---|---|---|---| I        E          |---|---|---|---|---||---|---|---|---|---||-o-|---|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|---|---|---|---| I        G          |---|---|-o-|---|---||---|---|---|---|---||---|---|---|---|---||---|---|---|---|---||---|-o-|---|---|---||---|---|-o-|---|---|

Если вам не понятно, что означает вышеприведенные схемы, прочитайте раздел Графическая запись аккордов (Табулатуры). Также постановку этих аккордов можно посмотреть в программе ChordGenerator, в которой хорошо показано, какие струны нужно зажимать (там отмечено на фотографии гитары).

2. Нужно просто уметь ставить их, но так, чтобы они хорошо звучали. Это значит, что при проведении рукой по всем струнам каждая струна должна давать чистый звук, т.е. не дребезжала оттого, что плохо зажата или ей мешает палец, зажимающий соседнюю струну.

3. После этого учитесь быстро переставлять эти аккорды: 

К примеру, вот такая цепочка:

Am -> Dm -> G -> C -> E -> Am 

Если вы не знаете ни один бой, то можно просто проводить рукой по струнам - сверху-вниз. Когда у вас такая смена аккордов будет занимать не так много времени, выберете песню, которая вам нравится - и старайтесь исполнить ее. В нашей студии, по традиции, все новенькие начинают с простой и красивой песни Алые Паруса



Бой

 

Идет концерт рок-группы. Солист забыл слова следующего куплета - подбегает к басисту и спрашивает: 
- "Васек, как дальше?" - в ответ "Да отвали, у меня сложный кусок!!!". 
Он подбегает к гитаристу, спрашивает. Тот: 
- "Уйди, у меня соло!". Подбегает к клавишнику - то же. Тогда он подбегает к барабанщику и говорит: 
- "Колян, ну ты хоть скажи, как дальше слова?".
Колян, усердно долбя в барабаны, орет:
- "А в какой песне???


Есть версия, что, то, каким именно боем или перебором играть песню, зависит от настроения. Конечно, очень ритмичные и веселые песни сложно будет сыграть медленным лирическим перебором, но здесь имеется в виду что для большинства быстрых песен какой именно задорный бой использовать не так важно, как для медленных - какой перебор или медленный бой.

Примеры:

Какой бой самый простой? Тот, которому научишься раньше других! Он и будет "основной", самый привычный и удобный именно для Вас. Но чем больше различных вариантов Вы знаете, тем богаче и красивее вы можете сыграть разные песни.

u (up) - вверх
d (down) - вниз
D (down) – вниз с глушением – выполняется более быстро, резче ударяя по струнам, после чего рука остается на струнах - при этом они глушатся.



Бой № 1




d duu du(d) 

Последний удар вниз (d) - приведен в скобках потому, что его уже заменяет первый удар - при повторе. Первый удар здесь - сильнее, чем остальные (делается на сильную долю, кто знает музыкальную грамоту - ритм 4/4). 

Примеры песен: Алые Паруса (песня-повторялка), удобная для начинающих гитаристов "Звезда по имени Солнце"В.Цоя.

Очень много песен можно играть именно этим боем.

Посмотреть как играется этот бой и услышать какие должны быть паузы между ударами можно на Видео:

Бой № 1 медленно

 

 



Бой № 1 быстро

 

 





Бой № 2.




d Dud Dud Dud 

Примеры песен: Алые Паруса (гимн)Четыре стены

Видео:

Бой № 2 медленно

 

 



Бой № 2 быстро

 

 





Бас-щипок




В этом приеме дергается басовая струна, а затем сразу три тонких струны.
Для аккорда Am:

      1-я ------0-------0--------0-------0-----------2-я ------0-------0--------0-------0-----------3-я ------0-------0--------0-------0-----------4-я -------------------------------------------5-я --0----------------0-----------------------6-я ----------0----------------0---------------

Видео:

Прием медленно

 

 



Прием быстро

 

 





Бас-щипок-щипок


 

Этот прием похож на предыдущий, но здесь после басовой струны дважды дергаются тонкие струны.
Для аккорда Am:

1-я ------0-0-------0-0-------0-0-------0-0---------2-я ------0-0-------0-0-------0-0-------0-0---------3-я ------0-0-------0-0-------0-0-------0-0---------4-я ------------------------------------------------5-я --0-------------------0-------------------------6-я ------------0-------------------0---------------Это ритм вальса.

Видео:

При каждом аккорде дергается своя определенная басовая струна:Am - 5 струна, (Ля-минор и 5 басовая струна Ля)С - 5 струна, (До-мажор и 5 басовая струна на 3 ладу - До)Dm - 4 струна, (Ре-минор и 4 басовая струна Ре)E - 6 струна. (Ми-мажор и 6 басовая струна Ми)

Прием "Бас-щипок-щипок" медленно

 

 



Прием "Бас-щипок-щипок" быстро

 

 





Бас-щипок (интересный)


 

Этот прием - усложненный вариант предыдущих, здесь поочередно дергается то одна басовая струна, то другая, после чего дергается третья тонкая струна (g) и потом уже две оставшихся (h и e), и после них опять третья струна (g).
Для аккорда Am:
"Первый" бас - 5 струна (ля)
"Второй" бас - 4 струна (ре)

1-я ---------0--------------------0------------------0--------------------0---------2-я ---------0--------------------0------------------0--------------------0---------3-я ------0------0-------------0------0-----------0------0-------------0------0-----4-я -----------------------0---------------------------------------0----------------5-я --0---------------------------------------0-------------------------------------6-я --------------------------------------------------------------------------------






Переборы - Арпеджио




Вот такой, с итальянским звучанием термин, означает, что нужно играть, а не бренчать, подвывая дурным голосом самодельные песни. Многие, к сожалению, не дают себе труд освоить арпеджио, а по-русски перебор. Заниматься упражнением по арпеджио можно, читая книгу, смотря телевизор, и т.д. Для этого необходимо расположить пальцы правой руки (или левой, если вы левша, как Пол Маккартни) на струнах следующим образом.



Перебор № 1.

Здесь функции пальцев распределены следующим образом: большой палец – басовая струна, указательный палец лежит на 4 струне, средний – на 3, безымянный – на 2, и мизинец на 1 струне, самой тонкой.

Здесь дергается одна из басовых струн (шестая или пятая), и все остальные струны перебираются по порядку от более толстых струн к тонким.

     Am                E                 Am1-я ---------5-----------------5-----------------5-------------2-я -------4---4-------------4---4-------------4---4-----------3-я -----3-------3---------3-------3---------3-------3---------4-я ---2-----------2-----2-----------2-----2-----------2-------5-я -1-----------------------------------1---------------1-----6-я -------------------1---------------------------------------

Видео:

Перебор медленно

 

 



Перебор быстро

 

 





Перебор № 2.

Здесь большой палец дергает бас, а три пальца (мизинец, безымянный и средний) отвечают за перебор тонких струн. Чтобы выучить этот бой (наверно, как и любой другой) нужно просто долго его тренировать, пока пальцы не запомнят эти движения, чтобы они происходили на "автомате". Когда это произойдет, петь песни не обращая внимание на бой или перебор будет гораздо легче.

     Am                1-я -----------5--------------------5-------2-я -------3-------7------------3-------7---3-я -----2---4---6---8--------2---4---6---8-4-я ----------------------------------------5-я -1--------------------1-----------------6-я ----------------------------------------



Игра медиатором

Концерт-соревнование блюзмена и металлиста. Первым выступает блюзмен, а металлист сидит в первом ряду.
Звучит тихая спокойная блюзовая музыка... Металлист выкрикивает время от времени: 
- О! Не попал! 
- А! Снова не попал! 
- Еще раз не попал! 
... 
Наконец блюзмен завершает игру, на сцену выходит металлист. Блюзмен садится в первый ряд... 
Ревущий дисторшн, скоростные пассажи, мощные квинты... 
Блюзмен все выступление слушал молча и, когда металлист взял последний аккорд, произнес: 
- О! Попал!.. 


Медиатор (иначе плектр) предназначен для защипывания струн на гитаре и некоторых других струнных музыкальных инструментов и обычно представляет из себя пластинку различных размеров и форм. Современные медиаторы могут изготавливаться из различных материалов- металла, кости, дерева, пластмассы; последний материал является наиболее дешевым и распространенным. 

Толщина медиатора может сильно варьироваться, но наиболее ходовые значения лежат в пределах 0.38 - 3 мм. Какой же по толщине медиатор выбрать? 

Не секрет, что от толщины медиатора тембр извлекаемого звука может кардинально меняться. В общем случае, чем тоньше медиатор, тем больше высокочастотных составляющих появляется в спектре сигнала. Однако при игре толстым медиатором звучание становится более плотным и напряженным. Обычно толстые медиаторы используют при игре сольных партий, риффов и т.п., поскольку выразительность гитары в данной ситуации ставится во главу угла. В случае, когда гитарист исполняет какую-либо аккомпанирующую "бренчащую" партию, можно порекомендовать использовать медиатор малой толщины (0.46 мм или чуть толще)- аккорды будут звучать по динамике гораздо более равномерно. При игре аккомпанемента на акустической гитаре также рекомендуется применение тонкого медиатора. Это связано с тем, что акустическая гитара ощущается в группе других инструментов как некий высокочастотный "звон", а, как было сказано выше, тонкий медиатор способствует такому звучанию. Конечно, при игре на акустической гитаре сольных партий следует применять толстые медиаторы. 

От размеров самого медиатора звучание струны практически не зависит, но бытует мнение, что с маленьким медиатором можно достигнуть гораздо большей скорости игры, нежели с большим. 

Что касается расцветок медиатора, то, как вы понимаете, на звук это оказывает влияние небольшое. Однако красивый медиатор приятно взять в руки. Поэтому существует громадное разнообразие медиаторов различных цветов с надписями и картинками. Существуют медиаторы с голограммами, есть даже светящиеся в темноте. Некоторые фирмы предлагают поместить вам на медиатор любые тексты (например, свое имя). Однако, единственно полезной информацией, которую можно найти на медиаторе, оказывается его толщина- как правило она указана на всех моделях. Хотя чаще всего толщину указывают в миллиметрах, существует еще один способ маркировки. В этом случае толщины делят на несколько градаций- extraheavy (очень толстый), heavy (толстый), medium (средний) и thin (тонкий). Обычно такой информации вполне хватает для правильного подбора медиатора. 

Источник статьи "Игра медиатором": http://www.guitar.ru/

К этому следует добавить, что когда гитаристы используют медиатор, они хотят сделать звучание гитары более громким и отчетливым. Вам следует следить за соответствием громкости вашего голоса и гитары. Когда поет один человек с одной гитарой, звон струн усиливать обычно не нужно, если только вы не хотите спеть кукую-то песню громко. Также, если поет целая компания, вам, может быть, понадобиться медиатор - все это на ваш вкус.
У меня гитара с нейлоновыми струнами, и для игры боем мне очень нравится тонкий медиатор 0.46 мм.



Важные упражнения

- Фу! Это кто там воет как собака?!
- Это я, мама!
- А, это ты... Ну пой, пой, соловушка.


Прежде чем преступить к демонстрации своих вокальных талантов друзьям, знакомым, и, тем более, так сказать, предметам обожания – рекомендуется уверенно выполнять два упражнения, чтобы, как говориться, не было «мучительно больно…» 

Первое упражнение – попасть в тональность.

Для Вас, может быть, это покажешься удивительным, но диапазон акустической гитары приблизительно совпадает с диапазоном человеческого голоса. Это значит, что человеческий голос может петь ту же ноту, что звучит в данный момент на гитаре. И при исполнении очень важно все-таки попадать в тон исполняемому сопровождению.

Возьмите первый аккорд песни и пропойте первую строчку (или ее часть). Убедитесь, что звучание Вашего голоса и гитары одинаково. Затем возьмите другой аккорд, как если бы Вы хотели сменить тональность, и попробуйте попасть в него с первого раза.

Например: | Am | Dm | E7 | Am | 

Вы уверенно спели | Am | и готовы петь дальше. Остановитесь и запойте ее выше, в тональности | Em | Am | H7 | Em |. Если смена тональности проходит без «подъезжания» к ноте, то все очень хорошо. Если с «подъезжанием» – не очень хорошо, но терпимо. Если попадание на ноту идет со 2-го или 3-го раза – плохо, нужно тренироваться. 

Второе упражнение – имеет тот же смысл, т.е. чувствовать звучание гитары и соответствие ему Вашего голоса.

Попробуйте запеть песню с середины куплета или с припева, проверяя себя: попали ли Вы в тон или нет. В случае если оба упражнения выходят, или Вам кажется, что при всех недостатках – терпимо – можете исполнять песню на публике. 

Также посмотрите отличные уроки вокала от Алексея Кофанова: http://re-minor.ru/lessons_kofanov.php






Ваши советы, замечания и предложения можно оставить в гостевой книге или по электронной почте.
Также вы можете посмотрить уроки игры на других сайтах - как для начинающих, так и для продолжающих - смотрите наш раздел Ссылки.

Я уверен, что вы хорошо поработаете, у вас всё получиться. Помните: дорогу осилит идущий!

Успехов! 



                                           Александр Зубков

 

© zubkow2612

Сделать бесплатный сайт с uCoz